ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Программа воспитательной работы загородного детского оздоровительного лагеря «Лесная сказка» (далее –Программа) подготовлена методистами СШОР ЗВЕЗДА по футболу г. Перми на основе Федеральной программы воспитательной работы для организаций отдыха детей и их оздоровления, утвержденной Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 17.03.2025 №209.

Программа направлена на сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, к которым относятся:

  • жизнь,
  • достоинство,
  • права и свободы человека,
  • патриотизм,
  • гражданственность,
  • служение Отечеству и ответственность за его судьбу,
  • высокие нравственные идеалы,
  • крепкая семья,
  • созидательный труд,
  • приоритет духовного над материальным,
  • гуманизм,
  • милосердие,
  • справедливость,
  • коллективизм,
  • взаимопомощь и взаимоуважение,
  • историческая память и преемственность поколений,
  • единство народов России.

Программа разработана с учетом возрастных и психологических особенностей участников, направлена на формирование у них патриотизма, социальной ответственности и уважения к многообразию культур народов России, а также развитие личностных качеств, способствующих успешной социализации, формированию экологического сознания и эстетического вкуса, развитию способностей к самовыражению в различных видах творчества и уважительного отношения к труду, укреплению ценности семьи, дружбы, труда и знаний, поддержанию физического и психологического здоровья.

Методологической основой разработки и реализации Программы воспитательной и работы являются два основных подхода: системно-деятельностный и аксиологический.

Системно-деятельностный подход подразумевает организацию воспитательной деятельности, в которой главное место отводится активной, разносторонней, самостоятельной познавательной деятельности ребенка и специальным организованной совместной деятельности детей, вожатых и педагогических работников в условиях временного детского коллектива или временных детских групп, развитию их субъектной позиции.

Аксиологический подход подразумевает систему педагогических техник и методов, которые способствуют развитию у детей и молодежи нравственных качеств, ценностного восприятия мира, пониманию места ценностей в окружающей действительности, формированию стремления к непрерывному саморазвитию.

Принципы реализации Программы:

  • принцип единого целевого начала воспитательной деятельности;
  • принцип системности, непрерывности и преемственности воспитательной деятельности;
  • принцип единства концептуальных подходов, методов и форм воспитательной деятельности;
  • принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников и их групп;
  • принцип приоритета конструктивных интересов и потребностей детей;
  • принцип реальности и измеримости итогов воспитательной деятельности.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

Нормативные ценностно-целевые основы воспитания детей в детском лагере определяются содержанием российских гражданских (базовых, общенациональных) норм и ценностей, основные из которых закреплены в Конституции Российской Федерации. 

С учетом мировоззренческого, этнического, религиозного многообразия российского общества ценностно-целевые основы воспитания детей включают духовно-нравственные ценности культуры народов России, традиционных религий народов России в качестве вариативного компонента содержания воспитания, реализуемого на добровольной основе, в соответствии с мировоззренческими и культурными особенностями и потребностями родителей (законных представителей) несовершеннолетних детей. 

Воспитательная деятельность в детском лагере реализуется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания, зафиксированными в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. 

Цель и задачи воспитания

Современный российский общенациональный воспитательный идеал – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере образования

Цель воспитания: создание условий для личностного развития, самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, ст. 2, п. 2).

Задачи воспитания определены с учетом интеллектуальнокогнитивной, эмоционально-оценочной, деятельностно-практической составляющих развития личности;

  • усвоение ими знаний, норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
  • формирование и развитие позитивных личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);
  • приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний и сформированных отношений на практике (опыта нравственных поступков, социально значимых дел).

Методологические основы и принципы воспитательной деятельности

Методологической основой Программы воспитания являются антропологический, культурно-исторический и системно-деятельностный подходы. 

Воспитательная деятельность в детском лагере основывается на следующих принципах:

  • принцип гуманистической направленности. Каждый ребенок имеет право на признание его как человеческой личности, уважение его достоинства, защиту его человеческих прав, свободное развитие;
  • принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение;
  • принцип культуросообразности. Воспитание основывается на культуре и традициях России, включая культурные особенности региона;
  • принцип следования нравственному примеру. Пример, как метод воспитания, позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к открытому внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни;
  • принцип безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения;
  • принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения;
  • принцип инклюзивности. Организация воспитательного процесса, при котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования.

Данные принципы реализуются в укладе детского лагеря, включающем воспитывающие среды, общности, культурные практики, совместную деятельность и события.

Уклад – общественный договор участников образовательных отношений, опирающийся на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и детского лагеря, задающий культуру поведения сообществ, описывающий предметно-эстетическую среду, деятельности и социокультурный контекст. 

Воспитывающая среда – это особая форма организации образовательного процесса, реализующего цель и задачи воспитания. Воспитывающая среда определяется целью и задачами воспитания, духовнонравственными и социокультурными ценностями, образцами и практиками. Основными характеристиками воспитывающей среды являются ее насыщенность и структурированность.

Воспитывающие общности (сообщества) в детском лагере:

  • детские (одновозрастные и разновозрастные отряды). Ключевым механизмом воспитания в детском лагере является временный детский коллектив. Чтобы эффективно использовать воспитательный потенциал временного детского коллектива, необходимо учитывать особенности и закономерности развития временного детского коллектива.
  • детско-взрослые. Основная цель – содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, наличие общих ценностей и смыслов у всех участников. Главная детско-взрослая общность в детском лагере – «Дети-Вожатый».

Основные направления воспитания 

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы:

  • гражданское воспитание, формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в российском государстве и субъекту тысячелетней Российской государственности, знание и уважение прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации;
  • воспитание патриотизма, любви к своему народу и уважения к другим народам России, формирование общероссийской культурной идентичности;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей;
  • эстетическое воспитание: формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
  • экологическое воспитание:  формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей;
  • трудовое воспитание: воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, на достижение выдающихся результатов в труде, профессиональной деятельности;
  • физическое воспитание и воспитание культуры здорового образа жизни и безопасности: развитие физических способностей с учетом возможностей и состояния здоровья, формирование культуры здорового образа жизни, личной и общественной безопасности;
  • познавательное направление воспитания: стремление к познанию себя и других людей, природы и общества, к знаниям, образованию.

Основные традиции и уникальность воспитательной деятельности 

Основные традиции воспитания в детском лагере являются:  

  • совместная деятельность детей и взрослых, как ведущий способ организации воспитательной деятельности;
  • создание условий, при которых для каждого ребенка предполагается роль в совместных делах (от участника до организатора, лидера того или иного дела);
  • создание условий для приобретения детьми нового социального опыта и освоения новых социальных ролей;
  • проведение общих мероприятий детского лагеря с учетом конструктивного межличностного взаимодействия детей, их социальной активности;
  • включение детей в процесс организации жизнедеятельности временного детского коллектива;
  • формирование коллективов в рамках отрядов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
  • обмен опытом между детьми в формате «дети-детям»;
  • ключевой фигурой воспитания является ребенок, главную роль в воспитательной деятельности играет педагог, реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.

Уникальность воспитательного процесса в детском лагере заключается в кратковременности, автономности, сборности.

Кратковременность – короткий период лагерной смены, характеризующийся динамикой общения, деятельности, в процессе которой ярче высвечиваются личностные качества.

Автономность – изолированность ребенка от привычного социального окружения, «нет дневника», вызова родителей – все это способствует созданию обстановки доверительности.

Сборность – предполагает объединение детей с разным социальным опытом и разным уровнем знаний, не скованных «оценками» прежнего окружения, каждый ребенок имеет возможность «начать все сначала».

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Достижение цели и решение задач воспитания осуществляется в рамках всех направлений деятельности детского лагеря. Содержание, виды и формы воспитательной деятельности представлены в соответствующих модулях.

Реализация конкретных форм воспитательной работы воплощается в Календарном плане воспитательной работы, утверждаемом ежегодно на предстоящий год (сезон) с учетом направлений воспитательной работы, установленных в настоящей Программе.

Инвариативные модули

Модуль «Спортивно-оздоровительная работа»

Спортивно-оздоровительная работа в ЗДОЛ «Лесная сказка» включает в себя: организацию оптимального режима дня; расчет двигательной активности; обеспечение рационального питания; физическое воспитание.  Физическое воспитание организуется через спортивно-оздоровительную деятельность, которая характеризуется направленностью на укрепление здоровья детей и создание представления о бережном к нему отношении, формирование потребности в регулярных занятиях физической культурой и использование их в разнообразных формах активного отдыха.

Занятия физической культурой являются незаменимым средством решения комплекса взаимосвязанных задач, направленных на укрепление здоровья детей, пропаганду физической культуры и занятий спортом, как составляющих частей здорового образа жизни, воспитание моральноволевых качеств, повышение уровня физического развития.

Физическое воспитание представляет собой: физкультурно-оздоровительные занятия, которые проводятся с детьми по графику, на открытых площадках; различные виды гимнастик, утренняя вариативная зарядка (спортивная, танцевальная, дыхательная, беговая, игровая); динамические паузы в организации образовательной деятельности и режимных моментов; спортивно-массовые мероприятия, предполагающие спартакиады, спортивные соревнования, праздники, викторины, конкурсы. Физкультурные занятия проводятся на свежем воздухе.

Оздоровительная деятельность предполагает организацию лечебно-профилактической работы, которая включает в себя следующие направления: мониторинг здоровья детей; лечебная работа: медицинский осмотр (въезд, выезд), амбулаторный прием, оказание неотложной медицинской помощи в условиях изолятора, продолжение лечения детей, находящихся на базисной терапии и прочее; организация медицинских консультаций профильными специалистами по показаниям; закаливающие процедуры, проведение закаливающих процедур (водные, воздушные и солнечные ванны) осуществляется под контролем медицинских работников, закаливание начинают после адаптации детей в оздоровительном учреждении, проводится систематически, постепенно увеличивая силу закаливающего фактора; оздоровительные процедуры;          санитарно-гигиеническое просвещение детей включает в себя: проведение просветительских бесед и мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, просмотр мультипликационных фильмов о здоровом образе жизни; другие направления: фитопрофилактика, витаминизация, контроль питания, условий проживания, питьевого режима. Физкультурно-оздоровительная работа строится во взаимодействии с медицинской службой, с учетом возраста детей и показателей здоровья.

Модуль «Культура России»

Данный модуль реализуется в целях формирования нравственной, ответственной, самостоятельно мыслящей, творческой личности, соотносится с задачами государственной политики в области интересов детей, а также в части поддержки и сохранения традиционных российских духовно-нравственных ценностей, а также является инструментом передачи свода моральных, этических и эстетических ценностей, составляющих ядро национальной российской самобытности, в деятельности организаций отдыха детей и их оздоровления.

Воспитательная работа предполагает просмотр отечественных кинофильмов, спектаклей, концертов, и литературно-музыкальных композиций; участие в виртуальных экскурсиях и выставках; проведение «громких» чтений, чтений по ролям; постановки спектаклей; реализацию иных форм мероприятий на основе и с привлечением произведений, созданных отечественными учреждениями культуры, в том числе в рамках тематического дня.

Организация воспитательной работы в рамках модуля «Культура России» возможная с использованием бесплатных электронных ресурсов, созданных в сфере культуры: «Культура РФ», Национальная электронная библиотека, Национальная детская электронная библиотека, Президентская библиотека и других.

В рамках реализации данного модуля проводятся конкурсы театральных постановок, викторины, акции «Читаем вслух», конкурсы рисунков «По страницам любимых книг» и другие.

Модуль «Детское самоуправление»

Система детского самоуправления – формирование детско-взрослой общности, основанной на партнерстве детей и взрослых по организации совместной деятельности. Самоуправление формируется с первых дней смены, то есть в организационный период.

На уровне детского лагеря: самоуправление в детском лагере может складываться из деятельности временных и постоянных органов. К временным органам самоуправления относятся: деятельность дежурного отряда, работа творческих и инициативных групп, работа советов дела. Постоянно действующие органы самоуправления включают в себя: совет отряда, совет командиров отрядов, деятельность клубов, штабов. Высшим органом самоуправления является совет лагеря, в ходе которого решаются основные вопросы жизнедеятельности лагеря, планируется работа, проходят выборы органов самоуправления, оценивается их работа.

На уровне отряда: через деятельность лидеров, выбранных по инициативе и предложениям членов отряда (командиров, физоргов, культорг и др.), представляющих интересы отряда в общих делах детского лагеря, при взаимодействии с администрацией детского лагеря.

При формировании структуры отрядного самоуправления эффективным может оказаться применение метода чередования творческих поручений (ЧТП).

Участие в самоуправлении на различных уровнях (отрядном и общелагерном) помогает ребенку проявить и развивать свою социальную активность и быть социально успешным.

Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции детей призвана способствовать формированию у детей ориентации на активную жизненную позицию, инициативность, максимально вовлекать их в совместную деятельность в воспитательных целях.

Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения социальной успешности детей строится на принципах:

  • публичности, открытости поощрений (информирование всех детей о награждении, проведение награждений в присутствии значительного числа детей); прозрачности правил поощрения;
  • регулирования частоты награждений (недопущение избыточности в поощрениях, чрезмерно больших групп поощряемых и другое); сочетания индивидуального и коллективного поощрения; дифференцированности поощрений.

Система поощрения в организации отдыха детей и их оздоровления представляет собой набор педагогических средств, приемов, методов, обеспечивающих стимулирование индивидуального развития ребенка и коллективного роста отряда. В детском лагере такая система, как правило, связана с тематикой или игровой легендой конкретной смены, либо является частью воспитательной системы организации отдыха детей и их оздоровления с устоявшимися традициями и ритуалами конкретной организации. Поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции детей происходит на:

  • организационном уровне и предполагает привлечение ребенка к участию в делах отряда и всего лагеря, включение в органы самоуправления, где ребенку предоставляется право голоса при решении ряда проблем, как правило, социального характера;
  • социальном уровне представляет собой: вручение наград, дипломов за участие и победу в конкурсных мероприятиях; объявление благодарности ребенку за личные достижения; публичные поощрения отрядных и индивидуальных достижений, в том числе создание портфолио; размещение фотографий на почетном стенде лагеря или в официальных социальных сетях лагеря; ступени роста статуса ребенка; эмоциональном уровне как создание ситуации успеха ребенка, которая формирует позитивную мотивацию и реализуется через методы: соревнования, ведения индивидуальных и  отрядных рейтингов, эмоционально-образного и общественно-оценочного признания.

Формы поощрения проявлений активной жизненной позиции детей и социальной успешности могут быть изменены, а их состав расширен. Реализация воспитательного потенциала системы детского самоуправления направлена на формирование детско-взрослой общности, основанной на партнерстве детей и взрослых по организации совместной деятельности, предполагает реализацию детской активности и направлена на развитие коммуникативной культуры детей, инициативности и ответственности, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержку творческой самореализации детей.

Модуль «Инклюзивное пространство»

Инклюзивное пространство – это система структурных компонентов воспитательной системы, определяющих специфику содержания инклюзии, в которой в доступном для каждого участника формате реализуются воспитательные, образовательные и межличностные отношения, обеспечиваются возможности личностного и социального развития, социализации, саморазвития и самоизменения. Описание данного модуля наполняется конкретными материалами с учётом наличия детей с особыми образовательными потребностями.

В воспитательной работе с категориями детей, имеющих особые образовательные потребности: детей с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Специальными задачами воспитания детей с особыми образовательными потребностями являются:

  • налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции в организации отдыха детей и их оздоровления;
  • формирование доброжелательного отношения к детям и их семьям со стороны всех участников воспитательного процесса;
  • построение воспитательной работы с учётом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.

При организации воспитания детей с особыми образовательными потребностями педагогический коллектив ориентируется на:

  • формирование личности ребёнка с особыми образовательными потребностями с использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию методов воспитания;
  • создание оптимальных условий совместного воспитания детей с особыми образовательными потребностями и их сверстников, с использованием вспомогательных средств и педагогических приёмов, организацией совместных форм работы вожатых, воспитателей, педагогов-психологов, логопедов и других специалистов;
  • личностно-ориентированный подход в организации всех видов деятельности детей с особыми образовательными потребностями.

На территории ЗДОЛ «Лесная сказка» частично созданы условия для нахождения детей с ОВЗ и инвалидностью. Благоустроена территория для детей с нарушениями в легкой степени опорно-двигательного аппарата, возможно пребывание детей с нарушениями слуха и речи. Работа по адаптированию инфраструктуры и созданию методической базы ведется по настоящее время.

Модуль «Профориентация»

Профориентация – это определение человеком своего места в профессиональном мире. Задача совместной профориентационной деятельности педагогических работников и детей – подготовить ребенка к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно-значимые проблемные ситуации, формирующие готовность ребенка к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности.

Воспитательная деятельность по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб. Она осуществляется через: профориентационные игры: симуляции, сюжетно-ролевые и деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания детей о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной детям профессиональной деятельности; встречи с гостями: экспертами в области профориентации, представителями разных профессий, дающие детям начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии; участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастер-классах.

Вариативные модули

Модуль «Экскурсии и походы»

Экскурсия в детском лагере – это коллективное посещение достопримечательностей, музеев, памятных мест с культурно-просветительскими или иными целями за пределами организации отдыха детей и их оздоровления.

Экскурсии и походы помогают ребятам расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей их социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных ситуациях.

На экскурсиях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у детей самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков безопасного поведения в природной среде, самообслуживающего труда, обучения рациональному использованию своего времени, сил и имущества.

В зависимости от возраста детей выбирается тематика, форма, продолжительность, оценка результативности экскурсии и похода.

Экскурсии, походы помогают ребятам расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных ситуациях.

Модуль «Кружки и секции»

Дополнительное образование – это процесс свободно избранного ребенком освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленных на удовлетворение интересов личности, ее склонностей, способностей и содействующих самореализации и культурной адаптации. Дополнительное образование детей в детском лагере является одним из основных видов деятельности и реализуется через: — деятельность кружковых объединений, секций, клубов по интересам, студий, дополняющих программы смен в условиях детского лагеря.

Реализация воспитательного потенциала дополнительного образования предполагает:

— приобретение новых знаний, умений, навыков в привлекательной, отличной от учебной деятельности, форме;

— развитие и реализация познавательного интереса;

— вовлечение детей в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;

— формирование и развитие творческих способностей воспитанников.

Модуль «Цифровая и медиа-среда»

Цифровая и медиа-среда воспитания – это совокупность условий для реализации воспитательной работы с применением дистанционных технологий, электронных информационных ресурсов, цифрового контента и технологических средств.

Цифровая среда воспитания предполагает ряд следующих мероприятий: занятия направленные на формирование культуры информационной безопасности, информационной грамотности, противодействие распространению идеологии терроризма, профилактики травли в сети; онлайн-мероприятия в официальных группах организации в социальных сетях;

освещение деятельности детского лагеря в официальных группах в социальных сетях и на официальном сайте организации.

Совокупность сайта, официальных групп в социальных сетях создают единое медиапространство организации отдыха детей и их оздоровления, в котором значительная часть контента может быть подготовлена непосредственно детьми под руководством взрослых.

Цель медиапространства организации по созданию и распространению текстовой, фото, аудио и видео информации – развитие коммуникативной культуры формирования навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации детей.

Воспитательный потенциал медиапространства реализуется в рамках следующих видов и форм воспитательной работы:

детский редакционный совет и консультирующих их взрослых, целью которого является освещение через детскую газету (стенгазету), сообщество в социальной сети ВКонтакте, телеграмм-канал наиболее интересных моментов жизни своего отряда или детского лагеря;

детский медиацентр – созданная из заинтересованных добровольцев группа детей при поддержке взрослых, информационно-технической поддержки мероприятий, осуществляющая видеосъемку и мультимедийное сопровождение деятельности организации.

Механизмом реализации информационного обеспечения является информирование возможных участников воспитательного процесса об организации отдыха и оздоровления детей через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» и средства массовой информации. Все участники воспитательного процесса имеют возможность получать необходимую информацию об организации отдыха детей и их оздоровления в сообществе ВКонтакте https://vk.com/lesnaya_skazka59?from=groups

Модуль «Проектная деятельность»

Проектная деятельность – это процесс достижения нового результата в рамках установленного времени с учетом определенных ресурсов и его фиксация в какой-либо внешне выраженной форме. Проектная деятельность в условиях организации отдыха детей и их оздоровления чаще всего реализуется в формах: конкурс детских проектов; проектный образовательный интенсив.

Целью вовлечения детей в проектную деятельность в условиях организации отдыха детей и их оздоровления является — формирование активной гражданской позиции у детей и подростков в развивающемся пространстве современной науки и технологий.

Задачи: формирование у детей интереса к решению социальных (и иных) проблем через проектную деятельность; развитие у участников смены компетенций: креативность, коммуникация, умение работать в команде, критическое мышление; самоактуализация личностного потенциала участника программы.

В процессе работы над проектом участники смены самостоятельно добывают необходимую информацию, генерируют идеи, выдвигают гипотезы, анализируют, обобщают проработанные материалы, учатся обосновывать и доказывать предполагаемые выводы и результаты, повышая тем самым свой интеллектуальный уровень, расширяя кругозор. Воспитательный потенциал проектной деятельности заключается в коллективном взаимодействии, обсуждении решений, развитии и формировании коммуникативных компетенций, в том числе навыков делового общения, сотрудничества и продуктивного взаимодействия.

Уровни реализации содержания Программы

Реализация содержания программы происходит на нескольких уровнях воспитательной деятельности.

Общелагерный уровень определяет установки содержания и демонстрацию ценностного отношения по каждому из смысловых блоков: «Мир: наука, культура, мораль», «Россия: прошлое, настоящее, будущее» (включая региональный компонент), «Человек: здоровье, безопасность, семья, творчество, развитие». Каждая встреча всех участников смены, включая все направления и всех специалистов, предполагает Событие, которое является эталоном и образцом демонстрации уважительного отношения к традиционным ценностям России.

Межотрядный уровень позволяет расширить спектр коммуникативного пространства для ребёнка. События организованы с учетом возрастных особенностей. Одной из эффективных и универсальных форм работы на данном уровне является гостевание отрядов («отряд в гостях у отряда»), которое предполагает взаимную подготовку и знакомство друг друга с особенностями своего уклада.

Групповой уровень соотносится с реализацией содержания в формате объединений детей из разных отрядов в рамках единого выбранного самими детьми направления: секции, студии и кружки, органы самоуправления на общелагерном уровне. Особенность работы заключается в разновозрастном формате совместной деятельности.

Отрядный уровень – ключевое воспитывающее пространство, создающее уникальную среду совместного проживания и совместного творчества детей и взрослых.

Реализация воспитательного потенциала отрядной работы предусматривает:

  • планирование и проведение отрядной деятельности; поддержку активной позиции каждого ребенка, предоставления им возможности обсуждения и принятия решений, создание благоприятной среды для общения;
  • доверительное общение и поддержку детей в решении проблем, конфликтных ситуаций;
  • организацию интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел, позволяющих вовлекать в них детей с разными потребностями, давать им возможности для самореализации, устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения;
  • вовлечение каждого ребенка в отрядные дела и общелагерные мероприятия в разных ролях: сценаристов, постановщиков, исполнителей, корреспондентов и редакторов, ведущих, декораторов и так далее; формирование и сплочение отряда (временного детского коллектив) через игры, тренинги на сплочение и командообразование, огонек знакомства, визитные карточки отрядов;
  • сформировать дружный и сплоченный отряд поможет знание периодов развития временного детского коллектива – этапов развития межличностных отношений;
  • предъявление единых педагогических требований по выполнению режима и распорядка дня, по самообслуживанию, дисциплине и поведению, санитарно-гигиенических требований;
  • принятие совместно с детьми законов и правил отряда, которым они будут следовать в детском лагере, а также символов, названия, девиза, эмблемы, песни, которые подчеркнут принадлежность именно к этому конкретному коллективу;
  • диагностику интересов, склонностей, ценностных ориентаций, выявление лидеров, аутсайдеров через наблюдение, игры, анкеты;
  • аналитическую работу с детьми: анализ дня, анализ ситуации, мероприятия, анализ смены, результатов;
  • поддержку детских инициатив и детского самоуправления через деятельность лидеров, выбранных по инициативе и предложениям членов отряда, представляющих интересы отряда в общих делах детского лагеря, при взаимодействии с администрацией детского лагеря.;
  • проведение сбора отряда: хозяйственный сбор, организационный сбор, утренний информационный сбор отряда и др.;
  • проведение огоньков: огонек знакомства, огонек организационного периода, огонек-анализ дня, огонек прощания, тематический огонек. организация коллективно-творческих дел (КТД).

Система индивидуальной работы с ребенком, а также психолого-педагогического сопровождения детей и подростков в условиях организации отдыха детей и их оздоровления, направлена на создание психологически комфортных условий для развития коммуникативной компетенции у воспитанников. Индивидуальная работа включает следующие направления:

  • развитие у детей и подростков осознанного отношения к своему поведению, поступкам, которые они совершают, и их последствиям;
  • создание психологически комфортных условий для развития коммуникативной компетенции у детей и подростков;
  • воспитание у детей представлений об эмпатии, ее проявлениях в отношении к окружающим, приобретение навыков конструктивного разрешения сложных ситуаций, развитие и укрепление навыков поведенческой саморегуляции, приобретение опыта позитивного взаимодействия в условиях коллективной творческой деятельности.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Особенности организации воспитательной деятельности

Программа воспитания реализуется посредством формирования социокультурного воспитательного пространства при соблюдении условий создания уклада, отражающего готовность всех участников образовательных отношений руководствоваться едиными принципами и регулярно воспроизводить наиболее ценные воспитательно значимые виды совместной деятельности. 

Детский лагерь – особое образовательное учреждение, в котором создаются условия для обеспечения воспитывающей, эмоционально привлекательной деятельности детей, удовлетворения потребности в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности. Кратковременный характер пребывания, новое социальное окружение, разрыв прежних связей, позитивная окраска совместной деятельности со сверстниками, постоянное (круглосуточное) сопровождение взрослых и др. позволяют создать оптимальные условия для осуществления воспитательной деятельности и актуализации самовоспитания.

Воспитательный потенциал детского лагеря обладает рядом преимуществ по сравнению с другими образовательными организациями:

  • добровольность в выборе деятельности и формы ее реализации в детском демократическом сообществе, активность и самостоятельность ребенка в выборе содержания и результативности деятельности;
  • творческий характер деятельности;
  • многопрофильность;
  • отсутствие обязательной оценки результативности деятельности ребенка, официального статуса;
  • опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества с детьми и взрослыми; опыт жизнедеятельности и общения в коллективах высокого уровня развития, где наиболее успешно проходит самоактуализация личности.

Воспитательный потенциал детского лагеря позволяет осуществлять воспитание через изменение, конструирование особой среды проживания в условиях временного детского объединения – социальной микросреды, в которой протекает жизнедеятельность детей в условиях детского лагеря. 

Основные характеристики уклада детского лагеря:

  • основные вехи истории детского лагеря, включенность в историко-культурный контекст территории, «миссия» детского лагеря в самосознании ее педагогического коллектива;
  • местоположение и социокультурное окружение (местное, региональное), историко-культурная, этническая, конфессиональная специфика населения местности, региона;
  • организационно-правовая форма, направленность детского лагеря, образовательных программ (смен), режим деятельности (сезонного или круглогодичного действия, круглосуточное или дневное пребывание);
  • наличие социальных партнеров;
  • особенности детского лагеря, определяющие «уникальность» лагеря;
  • наличие существенных проблемных зон, дефицитов, препятствий в воспитательной деятельности и решения этих проблем;
  • кадровое обеспечение воспитательной деятельности. Может быть представлены решения по разделению функционала, связанного с планированием, организацией, реализацией, обеспечением воспитательной деятельности; психолого-педагогического сопровождения обучающихся, в том числе с ОВЗ и др. категорий, привлечению специалистов других организаций (образовательных, социальных, правоохранительных и др.).

 Анализ воспитательного процесса и результатов воспитания

Основным методом анализа воспитательного процесса в детском лагере является самоанализ воспитательной работы, который проводится каждую смену с целью выявления основных проблем и последующего их решения, совершенствования воспитательной работы в детском лагере.

Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в детском лагере, являются:

  • принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
  • принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между детьми и взрослыми;
  • принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности.

Основные направления анализа воспитательного процесса:

  1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития детей.

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития детей в отряде за смену. 

Главный инструмент – педагогическое наблюдение. Очень важно фиксировать личностные изменения, в том числе в педагогическом дневнике.

Важную роль играет аналитическая работа с детьми, которая помогает им оценить и понять приобретенный в лагере опыт, зафиксировать изменения, наметить дальнейшие планы по саморазвитию. 

  1. Состояние организуемой в детском лагере совместной деятельности детей и взрослых.

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в детском лагере интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых. Внимание сосредотачивается на вопросах, связанных с качеством.

Методы анализа, которые могут использоваться детским лагерем при проведении самоанализа организуемой воспитательной работы: 

  • социологические: опрос участников образовательных отношений, экспертный анализ, фокус-группа, анализ документов и контекстный анализ;
  • педагогические: тестирование, собеседование, педагогическое наблюдение, игровые методы, аналитическая работа с детьми, метод самооценки.

Основным предметом анализа, организуемого в детском лагере воспитательного процесса является воспитательная работа.

Объектом анализа являются воспитательные мероприятия и результаты воспитательной работы.

Итогом самоанализа организуемой в детском лагере воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу.